Восемь лет назад Бэтмен растворился в ночи, превратившись из героя в беглеца. Приняв на себя вину за смерть прокурора Харви Дента, он пожертвовал всем. Вместе с комиссаром Гордоном они решили, что так будет лучше для всех. Пока преступность была раздавлена антикриминальным актом Дента, ложь действовала.
Тем не менее, еще опаснее становится появление нового врага Бэйна, чье лицо закрыто маской. Он разворачивает в Готэме чудовищную деятельность, и это вынуждает Брюса Уэйна выйти из импровизированного изгнания. Однако даже надев свой костюм, Бэтмен может проиграть Бэйну. Но с появлением хитрой воровки по прозвищу Женщина — Кошка с загадочным прошлым всё меняется.
1. Господина Нолана можно похвалить за проработку материала. Не зря до премьеры появилась информация о главном источнике вдохновения братьев Ноланов во время написания сценария — «Повесть о двух городах» Диккенса. Это, пожалуй, еще и главный ответ на вопрос «Что Мистер Нолан берет из поговорки „Великие умы обсуждают идеи, средние — события, сирые — людей“». Здесь именно идеи важны, и в этом смысле Нолан очень схож с Джеймсом Кэмероном — оба создают архетипичную структуру, копать которую можно сколь угодно много — все зависит только от собственного культурного уровня.
2. C идеями как раз здесь всё хорошо. В последние несколько лет стало появляться очень много дискуссий, касающихся цивилизации. Например, о том, что сама идея Города сейчас рассыпается, города строили неправильно, и общество в обеспечении своей жизнедеятельности заходит в тупик. Например, о самой структуре человека, над которой даже в XXI веке довлеют первобытные инстинкты, пирамида Маслоу, и иже с ними. Например, о соотношении понятий «Добро» и «Зло» в условиях культурного общества, со всеми этими толерантностями, политкорректностями и прочей мурой. Нолан постарался всё это вместить внутрь рассказываемой истории. Не сильно хорошо в итоге получилось, слишком упрощенно, очевидно, ничего нового, но многим это хотя бы голову позволит включить на некоторое время, что ценно.
3. В то же время главный акцент в фильме всё-таки стоит на Брюсе Уэйне. Не Бэтмене, но человеке. Ход Нолана, начавшийся в «Темном рыцаре» достаточно смелый, именно это приписывается режиссеру — его новаторский подход. Только предстоит оценить его влияние на будущее комиксинемасферы посфактум завершения трилогии — здесь идёт полная деконструкция образа супергероя в сторону объяснимого научного реализма. Есть человек, со своим внутренним миром, своими идеалами, принципами, проблемами. В «Бэтмене: Начало» это был путь становления маски, притворяющейся человеком. В «Темном Рыцаре» — всемогущий, не дающий шанса на собственное поражение Бэтмен, от которого все абсолютно обоснованно писали кипятком — все эти полеты на «чёрном… ТАНКе» по крышам, истинные бэт-штучки и возможности практически без границ. В «Возрождении» это уставший парень, не Сова из «Хранителей», но и совсем уже не Роршах, не герой из серии про старого Бэтмена за авторством Марка Миллара, но и не та картинка, которую приятно видеть. Деконструкция. Просто живой человек, которому вроде бы и не безразлично окружающее, но уже просто надоело жить. Бэтмен, потерявший своего личного Джокера.
4. Именно за внутренним миром Уэйна интересно следить. Нолан здесь применяет приём из своего фильма «Начало», где в зависимости от уровня погружения время идёт то на минуты, то на дни, а то и на месяцы. Бэтмен и Брюс Уэйн вместе попадают в собственное лимбо, вырваться из которого труднее, чем герою Ди Каприо — у того был тотем, а у Брюса Уэйна весь город становится его тотемом. Как и Бэтмен — тотемом для города. Помнить всё очень сложно, и герою проходится проходить круги собственного ада, чтобы вернуть украденную реальность.
5. Об антагонисте говорить сложно, потому что Бэйн вышел персонажем противоречивым. Если судить по мнениям многочисленных зрителей/рецензентов фильма, многим Бэйн кажется воплощением зла, безумцем, маньяком. Мнение это как минимум надуманное. С Джокером Бэйна даже не сравнить — в «Темном Рыцаре» Джокер переиграл весь город, оставшись главным злодеем трилогии, персонажем, который в том фильме являлся темной стороной души Бэтмена (Харви Дент — светлой) и выражал в своем лице всю бессмысленность существования людей вообще. Бэйн же — это даже не конкретное лицо. Это явление. Это нежеланная, но осознаваемая неизбежность упадка. Это страх перемен, вырывания из собственного псевдоцивилизованного уютного мирка. Это неизбежность расплаты за собственные ошибки, двуногая умственно полноценная карма в маске. Это прошлое, которое может оказаться не тем, что ты себе привык представлять. Если Джокер и Харви боролись за душу Бэтмена, то Бэйн — это изощренный мотив существования отошедшего от дел человека, которому горько существовать никому не нужным, медленно умирая в одиночестве.
6. Если говорить не об идеях, а об актерах, придираться особенно не к кому. Лучшая роль второго плана в фильме, по моему скромному мнению, досталась Киллиану Мерфи — это единственный источник юмора во всей картине. За нравственными страданиями в исполнении Кристиана Бэйла наблюдать получилось с долей скепсиса — после получения им «Оскара» по другому смотришь на вещи, игра Бэйла в «Машинисте» и «Спасительном рассвете», конечно, позабористей будет. Роль второй скрипки досталась Джозефу Гордону-Левитту, справился он с ней хорошо. Без особой какой-то искорки, надо быть честными, но он почти всегда так играет, так что уровень выдержан. И скажем так, возвращаясь к «идеям» — если брать противостояние равноценных Джокера и Харви Дента, то в «Возрождении» получается как раз закат не человека, но персонажа, когда в душе Бэтмена и Брюса Уэйна есть целая «Лига Теней» в лице Бэйна и есть простой коп, который может кому-то накинуть куртку на плечи, как когда-то сделал комиссар Гордон, и этого будет достаточно, чтобы спасти мир. Также вполне себе молодец Энн Хэтэуэй, крепкий и живой получился персонаж.
7. Если задумываться и дискутировать, получится много каких-то логических ляпов. Наверняка, через какое-то время появится специальный обзор в журнале «Мир Фантастики», посвященный сему явлению, и это будет в какой-то мере справедливо. К сценарию придираться не к чему — все вполне убедительно, и категории для премии «Оскар» у фильма явно будут. Но отдельные моменты, и в постановке схваток, и с месяцами стоящей «Bat» на крыше небоскрёба, действиями Женщины-Кошки, и действиями группы комиссара Гордона, и даже самого Бэйна применительно к перспективе захватить Бэтмена — они какие-то странные. Это не суть, и никак не интонацию фильма влиять не будет, но.
8. Зато, конечно, удался финал. Это как с сериалом LOST — смотришь шестой сезон, много несуразностей и почти все не нравится, но смотришь, а вот финал, конечно, почти всё ставит на свои места. Здесь именно так. Нолан угодил и гикам-фанатам бэтмании, и зрителям, и критикам, и адептам мира комиксов, и вообще сделал всё что смог для правильной интонации. Ни одного лишнего ингредиента, блюдо подано вовремя, горячим, все довольны.
9. После такой трилогии тема Бэтмена как героя вполне может считаться оконченной — лучше уже не сделать, а если да — то лет через 20, когда Бэтмен будет нужен людям, как ниндзя-черепашки из космоса. Нолан поставил отличную точку в развитии персонажа и человека. За что ему большое кинематографическое спасибо.
Общее мнение оказалось таким — ожидалось большее, получилось значительно меньшее. Если оценивать по 10-бальной системе, у меня выйдет -
Учитесь все, как нужно снимать мрачняк. Это поистине круто. Нолан связал воедино все то, что мы видели в первых двух частях, бросил в мясорубку – и получите-распишитесь, набор рыцарей всех форм и мастей, некоторые из них темные. Впрочем, слово «темный» никогда не было там главным.
Чудесен Гордон, восемь лет терзающийся невозможностью сказать правду. Чудесен Блейк, юношеский максимализм которого бьет ключом – само собой, разводным, по голове, окружающих. Чудесен Альфред, слезы которого заставили меня плакать вместе с ним. Чудесен Фокс, который все-таки заставил меня смеяться. Чудесна Селина, в отношении которой, признаюсь, я испытывала очень сильное предубеждение. Чудесен даже Ра’с аль Гул, которого было преступно мало, но который одним своим появлением напомнил, что именно привлекло меня в этом персонаже.
На фоне совершенно шикарных, динамичных, напряженных первых двух часов концовка, конечно, выглядит несколько чужеродной. Понятно, что законы жанра еще никто не отменял, но хотелось чего-то совершенно необычного и из ряда вон выходящего. Впрочем, развязка оказалась очень правильной, и вряд ли могла бы быть другой.
Начну издалека.
Когда-то очень давно я посмотрела на канале СТС сериал «Команда-А», который покорил меня раз и навсегда. Была этому одна причина – Мёрдок. Кому-то нравился Красавчик, кому-то БиЭй, а мне вот пилот из психушки. Сколько харизмы было в этом герое! И если от омара осталась только клешня – это не значит, что у него нет биополя! (ц)
Спустя несколько лет и сотни часов разного киноматериала, я не перестаю удивляться своей симпатии ко всяким фрикам, неадекватам и пациентам психбольниц – только они способны меня рассмешить и воодушевить, мне кажется. Неудивительно, что Джокер стал моим героем, как только вышел второй фильм Нолана. Он прекрасен, спору нет...
но ведь и вся вселенная Бэтмена состоит из шизанутых персонажей. Там если ты не сидел в психбольнице, то собираешься. Под нее даже выделен целый остров. Если ты врач, то обязательно ставишь эксперименты над своими пациентами. Упал из окна – стал женщиной-кошкой. Родился пингвином – вероятно, станешь мэром. Ебанутая на всю голову вселенная, где каждый второй страдает расстройствами психики, и даже хваленый Бэтмен подвержен хироптофобии. Фобии любовно вскармливаются и иногда даже превращаются из слабости в силу, которая впоследствии калечит еще больше невинных людей...
хотя... простите, невинных? В Готэм-сити нет невинных и невиновных. Во всех жителях глубоко-глубоко сидят психи, садисты и убийцы. Вдобавок, нет ничего драматичнее, чем герой, который называет себя Темным Рыцарем и пытается спасти этот город от самого себя.
Что скажу о заключительной части трилогии? Котэ прекрасна. Конец умилителен. Бэтмен герой. Можно было сократить на полчаса точно. 4/5 за достойное завершение трилогии, потому что, как известно, в 90% случаев финальный фильм скатывается в банальщину. Но это же Нолан, и чтобы у него вышла хрень, ему надо очень долго стараться. Я бы поставила и все пять баллов, но неизбежно сравниваю с предыдущими двумя частями, а второй третья все же здорово уступает.
Кристиан Бэйл няшка, с Энн Хэтэуэй он смотрится классно. Мы пересматривали в отпуск прошлые фильмы, а там бёртоновская версия Китон-Пфайффер, и новая-старая друг другу не противоречат, потому что они просто другие. Сумасшедшие, если одним словом, по-бёртоновски упоротые. А вот обновленная версия Бэйл-Хэтэуэй интеллигентнее, выше и аристократичнее. Боже, чего только стоят ужимки Котэ на протяжении всего фильма *_*
Если во второй части каждая минута была наполнена ожиданием следующего хода Джокера (и он не разочаровал), то в третьем тяжело выделить какие-то выдающиеся моменты или персонажей. Бэйн, конечно, ничего так, но какой-то топорный, «типичный террорист с широкими плечами». Пугало в исполнении Киллиана Мерфи появляется эпизодично, но от этого не менее эпично, и, о боже, этот момент узнавания *_*
Единственное, о чем жалею – я недостаточно знакома с этой вселенной. Она удивительна хотя бы тем, что все герои тут – строго шизанутые. И никаких психушек не надо.