Канун Нового года. Мальчик Митя, который любит фантазировать, в шутку рассказывает в школе товарищам, что его детские игрушечные часики с нарисованными стрелками — волшебные и могут остановить все часы на свете, остановить время или даже оживить снежную бабу. Ему, конечно, никто не верит. Но его фантазии неожиданно сбываются…
"Ох, уж эти сказочники! Ох, уж эти сказки!"
Это одна из самых необычных и причудливых сказок, что я видела.
Главный герой, мальчик Митя, оживляет снеговика-Снегурочку, словно это голем: вкладывает ей в грудь часы и бегает вокруг, выкрикивая считалочку-переделку стихотворения на латыни, известную с начала ХХ века: "Эне-рэбэ..." С чем у вас ассоциируются заклинания на латыни?
Жутко и сладко улыбаясь, ожившая Снегурочка говорит своему создателю, что она ничегошеньки не знает и не помнит, но я ей почему-то не верю.
Старый Год, которого играет подчеркнуто молодой человек с подчеркнуто фальшивой седой бородой - начинающий тогда актер Евгений Леонов - хочет заморозить время и остаться царствовать на Земле. Ему нужно раздобыть часы из груди Снегурочки. Для помощи в этом нехорошем деле он оживляет собственных големов, самый жуткий из которых - Черная Душа в исполнении прекрасной Клары Лучко, которая отличается даже от своих соратниц цинизмом, коварством и изысканным садизмом. Например, стоя на высокой часовой башне Черная Душа, лучезарно улыбаясь, заявляет: "Какая все-таки замечательная вещь - дружба!" - и в следующую секунду сбрасывает товарок вниз! Нет, они не ушиблись и не отправились безобразничать дальше. Снеговики падения с высоты не выдерживают.
А это она говорит: "Нам нужно остановить сердце девочки".
После череды необычайных и пугающих событий наступает вроде бы типичный хэппи энд - но дети-герои расстаются, девочка-Снегурочка садится в ракету (это конец 50-х, все помешаны на космосе) и улетает. Что снежному голему делать в космосе? Лучше нам не знать.
Операторская работа делает всё происходящее еще более странным и зловещим. От некоторых ракурсов и Хичкок бы пришел в восторг. Более того, пара сцен выглядят как прямые цитаты из "Психо" и "Головокружения", что физически невозможно.
Единственный близкий к этому великолепию фильм в советском детском кинематографе - "Сказка о потерянном времени", тоже необычная и жутковатая, хотя и с толикой назидательности (что в "Снежной сказке" отсутствует начисто, и слава голему). В литературе "родни" больше - Шаров, Прокофьева, Токмакова...
Очень многие фильмы можно полностью предсказать не только, посмотрев первые 20 минут, но и просто взглянув на постер. В "Снежной сказке" я не смогла угадать ни единого сюжетного хода.
А еще в фильме царит зима - настоящая, морозная, с хрустящим под ногой снегом, румянцем на детских щеках и паром от полыньи, где собрались топить мальчика Митю.
Есть у меня такая странность: люблю в особенно жаркие денёчки посмотреть что-то холодно-снежное. И совсем не обязательно про Рождество и Новый год. Главное, чтобы снега было побольше, а если ещё и метель, то вообще идеально.
Данный фильм — то самое по атмосфере снежности.)
Главный герой, мальчик Митя, фантазёр каких поискать. Но не зря же говорится, что Новый год — время чудес. Когда Митя рассказывал друзьям в школе про то, что у него есть самые что ни на есть волшебные часики, ему, конечно же, никто не поверил. Посмеялись и забыли. Но вот тут-то и начались волшебные приключения с участием Старого года, Бумажной Души, Чёрной Души и Продажной Души. И маленькой, особенной девочки Лёли.
Это добрая сказка, с прекрасными, любимыми с детства актёрами. Не исключено, что ближе к Новому году пересмотрю, чтобы ещё полнее погрузиться в атмосферу этой истории.