События фильма разворачиваются в дни, которые предшествуют катастрофе. Первая часть посвящена свадьбе Жюстин, которая быстро охладевает к торжеству, чем вызывает непонимание близких и гостей. Героиней второй части является Клэр, сестра Жюстин. Вначале Клэр ухаживает за впавшей в клиническую депрессию Жюстин и одновременно страшится сообщений о приближении таинственной планеты Меланхолия. Постепенно, по мере приближения планеты, Жюстин и Клэр меняются ролями. Теперь паникующая Клэр нуждается в заботе. В отчаянии она с сестрой и сыном готовится принять неизбежное.
Определенно, «Меланхолия» войдет в число моих любимых фильмов. Музыка Вагнера с сочетании с завораживающей, почти избыточной красотой каждого кадра погружает в атмосферу фильма полностью и не отпускает еще долго по окончании просмотра. Мне кажется, из «Меланхолии» можно сделать оперу, редкое сочетание размах и глубины как раз для этого подходит.
Фильмов про конец света так много, что они уже успели набить оскомину, но Ларс фон Триер смотрит на эту тему по-своему: конец всего у него событие глубоко личное, обращенное не к человечеству, а к каждому конкретному человеку. Поэтому режиссеру не нужно было показывать массовую панику и истерию, обращения президентов к народу, толпы отчаянно молящихся в храмах всех религий и прочее в том же духе. Чтобы увидеть надвигающийся конец достаточно проволочной штуковины, которую может сделать даже ребенок…
Кирстен Данст абсолютно заслуженно получила в Каннах приз за главную женскую роль. Первая часть фильма, где она показывает, как перед тем как «Меланхолия» уничтожит Землю, меланхолия поглощает человека, это шедевр внутри шедевра. Кирстен Данст удалось удивительно психологически достоверно показать, что происходит с умным тонко чувствующим человеком, когда все окружающие, даже самые близкие, хотят от него исполнения каких-то их желаний, а у него не остается никаких мотивов идти им навстречу. Более того, не остается и желаний собственных и смысла жить вообще.
Шарлотта Генсбур в «Меланхолии», кстати, тоже очень хороша. Если отвлечься от непривлекательного образа Клер, то еще более четко понимаешь, какая же она умная актриса. Таких женщин как Клер полным полно везде, они искренне желают добра таким как Жюстина, но также искренне ненавидят, когда у них не получается «причинить добро» насильно, это люди, живущие в тюрьме приличий, традиций, стереотипов и чувствующие себя за этими стенами защищенными. Именно поэтому перед лицом смертоносной голубой Меланхолии «здоровая» Клер впадает в панику, а депрессивная Жюстина абсолютно спокойна. Жюстина уже встретилась ссо своей меланхолией и теперь вполне может подождать, когда другие встретятся со своей…
Удивилась, что в отзывах многие пишут, что нельзя идти на этот фильм в плохом настроении, впадете в тоску и печаль и т.д. и т.п. А по-моему так только в плохом, депрессивно-меланхоличном его смотреть и можно. Иначе ничего не прочувствуется, и будет два с лишним часа просмотра красивых картинок. Людям «позитивным» «Меланхолию» смотреть можно либо из снобистких соображений (Как, Вы еще не видели последний фильм фон Тиера?) либо ради роскошной груди Кирстен Данст
Интересный фильм. Не скажу, что он мне безоговорочно понравился, но зацепил сильно. Особенно запоминается он несколькими вещами:
Во-первых, прологом. Некоторые ругают фильм именно за эту восьмиминутную часть, представляющую собой медленную смену кадров под музыку Вагнера. Однако это вполне логичная и красивая часть композиции, некая увертюра. Она задаёт настроение, в ней есть аллюзии (сомневаюсь, что увидела все) и чудесная, глубокая атмосфера.
Что поражает в следующую очередь? Разумеется, игра Кирстен Данст. На высоте на протяжении всего фильма, но во второй части, особенно - в конце, вызывает страшный восторг. Шарлотта Генсбур тоже хороша, но мне почему-то мешал факт её игры в "Антихристе", который я вряд ли когда-нибудь досмотрю до конца.
Что мне совсем не понравилось, так это взрыв в финале. В прологе большая голубая Меланхолия медленно поглотила землю, а в финале произошло столкновение с грохотом и огнём. Если бы в конце мы видели что-нибудь вроде Земли, охваченной жидким синим пламенем, было бы эффектнее, чем этот взрыв.
Вообще, я бы описала фильм двумя словами - "депрессивная красота". Интересно смотреть, видеть разницу между тем, как воспринимают катастрофу две сестры. Примечательно то, что в центре внимания снова женщины (муж Клер, всё казавшийся сильным и спокойным, весьма резко сорвался). Неспешно текущее кино, которое хорошо посмотреть не в самом лучшем настроении. И да, в нём можно любоваться каждым кадром.
ТТТ, тема "Хороший артхаус", спасибо за совет Zatv .
Нажимая на плей, я забыла взглянуть на графу «режиссер» в профиле фильма, и с первых же мгновений я поняла, что мне это и не нужно – перо мастера видно сразу. Ларс фон Триер уникальный творец со своим уникальным чувством прекрасного, его просто не возможно с кем-либо спутать. Меланхолия стала очередным шедевром маэстро.
В работах Триера я наслаждаюсь именно картинкой – ни игрой актеров, ни развитием сюжета, ни спецэффектами, а именно течением картинки. Меланхолия для меня словно очень длинное движущееся полотно, от которого не оторвать глаз – мягкие темные голубые и зеленые тона, звезды, планеты и пронзающая музыка Вагнера – исключительная красота.
Больше всего в картине мне понравился пролог и финал, как это ни чудно. Именно «танец смерти» запомнится мне как ассоциация с фильмом.
Открытием для меня стала Данст. Если сопоставить имя Эммы Стоун с Вуди Алленом у меня выходит без труда, то Кирстен Данст и Ларс фон Триер выглядят просто каким-то фантастическим дуэтом. Но дуэт действительно явился чем-то запредельным для моего понимания. Я даже и подумать не могла как гармонично вписывается Данст в краски Триера, она завораживает. Как же хочется лицезреть этот дуэт еще раз.
В общем, не успела я заострить внимание на банальности сюжета, я всего лишь наблюдала за отблеском звезд и мистическими стонами скрипок. И это было непередаваемо.